Елена Малышева: культурное наследие – основа национальной идентичности

Новости

Елена Малышева: культурное наследие – основа национальной идентичности

В Санкт-Петербургском государственном университете состоялась научная конференция «Памятники и люди в годы Великой Отечественной войны: на перекрестке судеб. К 80‑летию Победы в 1941–1945 гг.», посвященная подвигу людей, спасавших культурно‑исторические ценности в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. В рамках пленарного заседания с приветственным словом к участникам и организаторам обратилась руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации, член Общественной палаты РФ Елена Малышева.

Великая Победа многогранна: она живёт в семейной памяти, профессиональной деятельности и общественном сознании каждого из нас. Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны еще не полностью осознан – мы лишь постепенно приближаемся к пониманию его глубинного смысла. При этом существует множество примеров, когда уничтожение культурного наследия и разрушение памятников использовались как прямой инструмент достижения геополитических целей.

Елена Малышева

По словам руководителя Национального центра исторической памяти, одним из направлений нацистской оккупационной политики был культурный геноцид – целенаправленное уничтожение и расхищение объектов культуры, искусственное снижение образовательного уровня – то, чем занимался особый штаб «Рейхсляйтер Розенберг» и «команда Кюнсберга».

Жертвами культурного геноцида стали музеи, архивы и библиотеки. Были утрачены свыше миллиона музейных экспонатов, редких книг и архивных дел. Эти потери были частью системной стратегии, направленной на лишение народа исторической памяти и национальной идентичности. Именно в этом ракурсе уничтожение памятников культуры нельзя считать лишь следствием боевых действий или случайных разрушений. Это была спланированная политика, подготовленная задолго до начала войны и нацеленная на разрушение государственности и стирание культурной идентичности.

Елена Малышева

По ее оценке, уже до начала войны нацистские структуры развернули специальные комиссии по изучению, описанию и оценке культурного наследия на захватываемых территориях. Их задачей было не только систематизировать знания о памятниках, но и заранее определить, какие из них подлежат вывозу или уничтожению.

Яркий тому пример – организованный нацистами поиск могилы Рюрика с целью поставить под сомнение саму российскую государственность. Хотя термин «культурный геноцид» не получил формального юридического закрепления на Нюрнбергском процессе, он уже тогда звучал в ходе обсуждений. Сегодня эта категория употребляется не только в экспертной и научной среде, но и в политическом дискурсе.

Елена Малышева

Наш сайт использует файлы cookies для персонализации сервисов и удобства пользователей. Продолжая работать с сайтом и/или его сервисами, вы принимаете Пользовательское соглашение, Политику конфиденциальности и Политику Cookies.