В рамках XI Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации, член Общественной палаты РФ Елена Малышева провела в Мариинском дворце Цикл тематических сессий под общим названием «Культура исторической памяти – прошлое, настоящее, будущее».

В Цикл вошли тематические сессии: «Творческое измерение исторической памяти», «Культурный геноцид: нацизм и неонацизм. Исторические параллели», «Маршруты исторической памяти». Среди участников – эксперты, историки, архивисты и студенты вузов Санкт-Петербурга.

В своем вступительном слове Елена Малышева подчеркнула, что историческая память является неотъемлемой частью российского менталитета, а в основе деятельности Национального центра лежит прежде всего историческая правда, основанная на архивных документах, глубоком академическом знании, связи и преемственности поколений – межпоколенческом диалоге.
Историческая память – это не отдельные факты или события, но то, что формирует наше самосознание как народа и государства, понимание роли и места нашей страны в мире и мировом процессе. Это наш культурный код, мы с ним рождаемся, впитываем его в себя на протяжении нашей жизни из экосистемы, которая нас окружает.

По ее словам, для Национального центра исторической памяти участие в Международном форуме объединённых культур – знаковое событие, так как это диалог не только между странами, это объединение целых культур, поколений, исторического процесса разных эпох в одно целое.
Где-то возникают параллели, а где-то наоборот – понимаем, что там в исторических событиях мы сегодня находим ответы на многие очень сложные вопросы. И ответы на эти вопросы дает историческая правда. Эта позиция была обозначена Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и является основой деятельности Национального центра исторической памяти.
Культура, по словам Елены Малышевой, во все времена стояла на защите Отечества. И нынешний год – год 80-летия Великой Победы и защитника Отечества, не является исключением.
Защита бывает не только с оружием в окопах. Это и защита исторической правды, нашего культурного кода. И здесь, конечно, совершенно особая миссия у всех видов искусства.
Председатель Архивного комитета Санкт-Петербурга Петр Тищенко отметил, что культура во все времена являлась главной мишенью нацизма, но в тоже время она становилась главным оружием против него. Он рассказал об участниках молодежной команды «Паруса истории», которые вместе со студентами из города-побратима Мариуполя провели масштабную работу в архивах, подготовили выставочный проект, раскрывающий тему трагедии разрушений и утраты культуры, преступлений нацистов на оккупированной территории региона в годы Великой Отечественной войны.
Петр Тищенко также сообщил об опыте Санкт-Петербурга – тематических экспозициях и практиках по сохранению исторической памяти в творческом измерении через постановку спектаклей, издание книг и показ художественных и документальных фильмов, отметив, что арсенал архивов сегодня постоянно обновляется.
О вкладе игрового кино в дело защиты национальной памяти рассказал актер Кирилл Балобан, сыгравший в сериале «Таганрог» лидера подполья Василия Афонова. По его мнению, основная задача таких картин – быть максимально честными и искренними.

Генеральный директор Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова отметила роль искусства в приближении Великой Победы, когда создавались специальные фронтовые концертные бригады, артисты в перерывах между боями пели, танцевали, исполняли стихи.

«Действительно, это была такая духоподъемная история, которая сподвигла многих композиторов создавать такие музыкальные произведения. Так, песня «Священная война» сразу пошла в народ, и мы действительно стали её петь и передавать из поколения в поколения, и поем ее до сих пор».
Ольга Хомова
Руководитель студии «МирА» Гаухар Алдыярова рассказала, как трепетно пользователи компьютерных игр из России относятся к исторической достоверности.
«Мы должны этим заниматься, потому что бой идет не только на полях сражений, но и в головах наших детей, молодежи, зрелых людей. И компьютерные игры, и кино, и музыка, и театр – это мощнейшей инструмент воздействия на образ мысли людей».
Гаухар Алдыярова


Музыкальный продюсер, автор и создатель проекта «Opera Night» Айк Григорян обратил внимание на сохранение исторической памяти через музыкально-исторические постановки. Руководитель дирекции творческих программ Российского союза молодежи Валерия Позикова на примере фестиваля «Российская студенческая весна» показала уникальный потенциал в сохранении исторической памяти через студенческие постановки.
Член-корреспондент Российской академии художеств, член правления Московского союза художников, зампред правления Объединения московских скульпторов Петр Баранов, представил лучшие профессиональные практики по сохранению истории через скульптурные миниатюры, в формате малых архитектурных форм.


Проректор по молодежной политике и воспитательной работе Московского государственного лингвистического университета Иннара Гусейнова поделилась с участниками тематической сессии образовательным проектом – творческой реконструкции Нюрнбергского процесса на нескольких иностранных языках.
Директор дирекции документального вещания телеканала RT Екатерина Яковлева рассказала про фестиваль «RT.Док: Время наших героев» и про вклад военных корреспондентов в сохранение памяти. Председатель правления Фонда Александра Печерского Илья Васильев обратил особое внимание на роль графические изображения – это еще одно уникальное направление по сохранению исторического и культурного наследия в творческом измерении.

Также в ходе Цикла тематических секций в Мариинском дворце были подписаны соглашения о сотрудничестве между Национальным центром исторической памяти при Президенте Российской Федерации и АНО «Больше, чем путешествие», Союзом городов воинской славы, фондом «Люди моря».