Новости

Всероссийский проект «Истоки.Школа» – «Наследники Победы»

В Печорах Псковской области в Молодёжном образовательном историко-культурном центре «Истоки» открылся первый заезд Всероссийского проекта «Истоки.Школа» – «Наследники Победы». Форум организован Роспатриотцентром Росмолодежи. Партнер заезда – Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации.

Участниками форума в Печорах стали 100 молодых людей из всех регионов России: начинающие специалисты – историки и архивисты, преподаватели и студенты профильных вузов, а также региональные координаторы проекта «Без срока давности». В рамках форума организованы дискуссионные площадки, экспертные секции, интерактивная сессия с участием экспертов Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации, на которых обсуждаются вопросы взаимодействия науки, искусства, просвещения и педагогики. 
 

Эксперты Национального центра исторической памяти обсудили с участниками заезда наиболее эффективные практики сохранения исторической памяти, провели мастер-классы и рассказали, как заинтересовать и вовлечь в реализацию общественных проектов молодых людей. Так, на панельной дискуссии «Как правильно и доступно подать историю в публичном пространстве: методы и форматы» участники обсудили реальные кейсы, инновационные подходы, цифровые инструменты, которые помогают сохранять историческую память. Александр Дюков, директор Фонда «Историческая память», член комиссии Совета при Президенте России по межнациональным отношениям, рассказал участникам форума об особенностях работы с историко-документальным наследием периода Великой Отечественной войны. На экспертной сессии с директором Департамента просветительской и методической работы Национального центра исторической памяти Иваном Кулаковым обсудили возможности реализации и развития собственных проектов.

В ходе практикума на примере двух проектов Национального центра исторической памяти эксперты рассказали о работе по выявлению мест памяти и их фиксации, подчеркнув важность увековечения памяти о наших дедах и прадедах в общественном сознании.

Эксперты Национального центра исторической памяти рассказали о наиболее востребованных в регионах России инициативах. Проект «Архивный десант» привлекает к работе мобильные группы специалистов, работающих с документами времен Великой Отечественной войны. Молодые историки, студенты занимаются систематизацией и оцифровкой документов, а также распространением информации о них через образовательные программы. Проект «Места памяти. Общественный дозор» направлен на выявление, документирование и восстановление мест памяти, связанных с событиями Великой Отечественной войны, в него активно вовлекаются общественники, студенты и школьники.

Участники обсудили, как эффективнее выявлять места геноцида советского народа нацистами и их пособниками, вовлекать людей в работу и объединять усилия «десанта» и «дозора» для достижения более эффективного результата.

Также эксперты Национального центра рассказали, как адаптировать историко-документальный контент для использования его в общественно значимых проектах. В частности, участникам было предложено создать макет выставки на основе уникальных архивных документов. Перед началом работы участники узнали о ключевых подходах: работа с визуальным рядом, адаптация под клиповое мышление, краткость и ёмкость информации, акцент на главном. Затем группы приступили к работе. Каждая проектная группа получила свой уникальный документ, из которого нужно было создать смысловой стенд. Задача – не просто пересказать информацию, но передать ключевые приоритеты, сделать её живой и значимой для зрителя.

Среди участников - учителя истории, педагоги других дисциплин, представители разных профессий и возрастов. Главной задачей было показать: не обязательно быть профессиональным историком, чтобы заинтересовать аудиторию историей. Было видно, как люди вживались в материал, находили ключевые смыслы, выстраивали повествование. Результаты получились не только информативными, но и эмоционально насыщенными. Участники научились выделять главное в документе, строить историческое повествование, работать в команде, доносить сложные темы доступно и понятно. По оценке организаторов, подобный формат может стать отличной основой для методических разработок – как инструмент обучения работе с архивами, развития критического мышления и сохранения исторической памяти.

Наш сайт использует файлы cookies для персонализации сервисов и удобства пользователей. Продолжая работать с сайтом и/или его сервисами, вы принимаете Пользовательское соглашение, Политику конфиденциальности и Политику Cookies.